ОНПП «Технология» Госкорпорации Ростех разработало методику измерения параметров радиопрозрачных материалов, используемых в производстве высокоскоростных летательных аппаратов. Ее применение позволит сократить сроки проектирования и моделирования изделий для авиационной и ракетной техники, испытывающих в полете высокие тепловые нагрузки.

Единственная в России аттестованная Росстандартом методика позволяет на этапе проектирования достоверно определять диэлектрические характеристики конструкционных материалов в диапазоне температур до +1200 °С. Это дает возможность сократить сроки опытно-конструкторских работ и лабораторных исследований за счет оптимального радиотехнического проектирования и моделирования радиопрозрачных обтекателей высокоскоростных летательных аппаратов.

«Радиопрозрачные обтекатели для высокоскоростных летательных аппаратов испытывают значительные тепловые нагрузки в процессе эксплуатации. Задача конструкторов – обеспечить заданные радиотехнические характеристики изделий в широком диапазоне температур. Разработанная специалистами ОНПП «Технология» методика измерения параметров совершенствует и ускоряет процесс разработки такой техники», – сказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.

Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений подтвердил соответствие методики измерений установленным метрологическим требованиям.

 

 Уралвагонзавод, флагманская организация концерна УВЗ Госкорпорации Ростех, в 2021 году увеличил патентный портфель на 25% по сравнению с 2020 годом. Сегодня в нем 188 действующих патентов по основным ключевым продуктам предприятия. Это, например, конструкторская документация на железнодорожные тележки и крупное стальное литье для изделий подвижного состава и т.д. Также Уралвагонзавод является правообладателем 30 свидетельств на товарные знаки.

Концерн УВЗ на сегодняшний день является правообладателем порядка 650 действующих патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы и 74 свидетельств на товарные знаки. Кроме того, действуют более 50 лицензионных договоров с ведущими участниками рынка. Все изобретения и разработки активно вовлекаются в коммерческий оборот: только за прошедшие пару лет на интеллектуальной собственности гражданского назначения заработано около 350 млн рублей. Организация ведет активную работу в сфере военно-технического сотрудничества, продолжает экспортные отправки документации для лицензионного производства продукции военного назначения на территории иностранного заказчика.

Специалисты по интеллектуальной собственности концерна УВЗ занимаются регистрацией, защитой разработок, ведением режима правовой охраны с целью недопущения незаконного использования и передачи конструкторской и технологической документации. Так, в настоящий момент разрабатывается патентная стратегия концерна УВЗ на 2023–2028 годы.

В целях поддержания изобретательской активности ежегодно на предприятии проводится обучение специалистов с привлечением ведущих вузов страны: Федерального института промышленной собственности, Российской государственной академии интеллектуальной собственности, Уральского федерального университета. За три года переподготовку и обучение в области интеллектуальной собственности прошли более 1000 сотрудников организаций концерна, а четыре специалиста имеют статус патентного поверенного.

«Новые творческие идеи, предложенные работниками концерна «Уралвагонзавод» в рамках совместного обсуждения со специалистами управления интеллектуальной собственности, превращаются в патентоспособные технические решения, которые регистрируются в Роспатенте. Это позволяет постоянно расширять патентный портфель, что является мощным инструментом содействия экономическому развитию наших предприятий», – отметил начальник управления по интеллектуальной собственности концерна УВЗ Сергей Ананьев.

«Руководство концерна высоко ценит вклад специалистов в популяризацию и создание новых технологий и конструкций для производства и выпуска высокотехнологичной и инновационной продукции. Всем, кто причастен к сфере интеллектуальной собственности, хочу пожелать творческих успехов и новых идей», – сказал заместитель генерального директора по правовому обеспечению и корпоративному управлению концерна УВЗ Роман Васиян.

 

 Предприятие «Уралтрансмаш» концерна «Уралвагонзавод» заключило контракт на капитальный ремонт партии самоходных пушек 2С5 «Гиацинт-C» с Министерством обороны Республики Беларусь.

«Проведение капитального ремонта 2С5 «Гиацинт-C» с модернизацией продлит срок службы и обеспечит техническое состояние, максимально приближенное к вновь изготовленным изделиям независимо от того, в каком состоянии изделия поступили в ремонт», – рассказал генеральный директор АО «Уралтрансмаш» Дмитрий Семизоров.

2С5 «Гиацинт-С» – самоходное орудие повышенного могущества, большой дальности стрельбы и высокой скорострельности, хорошо зарекомендовавшее себя при эксплуатации в частях и в боевых действиях в горячих точках. Это третья самоходка из «цветочного букета» «Уралтрансмаша», ее серийное производство началось в 1978 году.

Создание «Гиацинта-С» было отмечено Государственной премией. Это изделие и сегодня остается самым дальнойбойным отечественным орудием 6-дюймового калибра.

 

12 января с аэродрома Казанского авиационного завода – филиала «Туполев» Объединенной авиастроительной корпорации совершил первый полет первый вновь изготовленный стратегический ракетоносец Ту-160М.

Полет проходил на высоте 600 метров и длился около 30 минут. Экипаж летчиков-испытателей ПАО «Туполев» выполнил маневры, позволяющие проверить устойчивость и управляемость самолета в воздухе.

Программа воспроизводства самолетов Ту-160 в модернизированном облике Ту-160М была развернута по решению президента России Владимира Путина.

В рамках выполнения программы по государственному контракту между Минпромторгом России и «Туполевым» в сжатые сроки полностью оцифрована конструкторская документация на самолет Ту-160М, восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета, сформирована новая кооперация из передовых предприятий промышленности в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, основная часть которых входит в Госкорпорацию Ростех.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров подчеркнул: «Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в модификации «М», с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления самолетом, навигационных систем, систем управления вооружением. Большую роль в восстановлении производства уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: было обновлено оборудование цехов, летно-испытательная база, запущена в работу крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана. Сегодня мы видим значительные перспективы для платформы Ту-160: дальнейшее развитие позволит использовать ее для новых видов вооружения, в том числе перспективных».

Самолет сохраняет внешний облик, но создается на совершенно новой технологической базе с использованием цифровых технологий.

«Ту-160 – один из самых масштабных и высокотехнологичных проектов авиационной промышленности. Реализация этой программы потребовала не только обновления производственных мощностей, но и создания принципиально новой цифровой среды работы над проектом. В подготовке цифровой документации в интересах проекта участвовал целый ряд авиастроительных конструкторских бюро. Принципиальная важность сегодняшнего события в том, что новая машина полностью построена заново, с нуля, – заявил генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. – В новой машине на 80 процентов обновлены и модернизированы системы и оборудование».

Реализация программы модернизации и воспроизводства стратегических ракетоносцев Ту-160 потребовала значительного обновления производственной базы.

«В рамках программы на Казанском авиационном заводе было обновлено и модернизировано более 40 процентов оборудования цехов, значительная часть коллектива прошла дополнительную подготовку. Для «Туполева» воспроизводство Ту-160 – важнейший проект, означающий не только обновление материально-технической базы и восстановление ключевых компетенций, но и выход на новый уровень возможностей проектирования и серийного производства сложнейших и передовых авиационных комплексов», – сообщил управляющий директор «Туполева» Вадим Королев.

Ту-160 – самый крупный и самый мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла.

 

Дочерние структуры Госкорпорации Ростех – концерн «Вега» холдинга «Росэлектроника» и ТАНТК им. Г.М. Бериева – передали ВКС России модернизированный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обзора и наведения А-50У. Борт может обнаруживать принципиально новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация.

Воздушное судно модернизировано в рамках реализации масштабной программы обновления парка самолетов ДРЛО, предусмотренной государственным оборонным заказом. Модернизированный А-50У получил новую электронику с большей производительностью и быстродействием, что позволило нарастить возможности функционального программного обеспечения. Усовершенствована система отображения обстановки на рабочих местах операторов – установлены новые ЖК-мониторы большой размерности и разрешения. Улучшенная эргономика воздушного судна призвана повысить эффективность работы тактического экипажа.

На самолете также установлен новый пилотажно-навигационный комплекс. За счет использования современной аппаратуры, обладающей меньшим весом, увеличилась дальность полета и время выполнения боевых задач на заданном рубеже.

«Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения являются летающими радарами с функционалом командного пункта управления. От их технической оснащенности, производительности установленных радиоэлектронных систем и летных характеристик зависит скорость обнаружения и противодействия воздушным объектам потенциального противника, что подтверждено полученным боевым опытом. Мы продолжаем работу по модернизации войсковых А-50 до уровня А-50У. Это уже седьмой подобный комплекс, поставленный в войска. Следующий борт планируем сдать в 2023 году», – рассказал генеральный директор концерна «Вега» Вячеслав Михеев.

Предыдущий тип ДРЛО, самолет А-50, был принят на вооружение в 1989 году. В настоящее время разработкой подобных систем занимаются только две страны – Россия и США.